Книжная полка Сохранить
Размер шрифта:
А
А
А
|  Шрифт:
Arial
Times
|  Интервал:
Стандартный
Средний
Большой
|  Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц

Самые читающие: Фундаментальная библиотека РГПУ им. А. И. Герцена

13 июня 2024

Расскажите три интересных факта о библиотеке в Вашей организации, в чем ваша специфика, на ваш взгляд?

  1. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена – это 225 лет формирования фонда. На сегодня это: 3+ миллиона печатных книг, включая книжные памятники и уникальные издания с XVI века; 10+ миллионов книг и статей на английском, китайском и других языках мира, доступных герценовцам в любой точке мира и в любое время; 350+ тысяч учебных изданий и научных монографий в электронно-библиотечных системах на мобильных устройствах пользователей; 250+ электронных платформ и коллекций крупнейших российских и мировых издательств, агрегаторов, баз данных научного цитирования.
  2. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена – это 24/7/365: доступ к миллионам электронных ресурсов, возможность получить быстрый ответ от библиотекаря на любой вопрос в различных каналах коммуникации, станция самостоятельного книговозврата.
  3. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена – это онлайновый контент и сервисы, синхронизируемые с электронной информационно-образовательной средой вуза, и принцип единого окна.

Во всём вышесказанном можно убедиться на нашем сайте https://lib.herzen.spb.ru или в социальных сетях ВК, Телеграм, YouTube — @libherzen.

В этом году Вы вошли в ТОП самых читающих организаций в ЭБС Znanium. Расскажите, как вам удалось добиться таких результатов?

Когда мы говорим о статистике чтения в одной из ЭБС, важно к этому добавить, что мы организуем для наших пользователей доступ к контенту и сервисам на восьми платформах электронно-библиотечных систем. Соответственно, нам не всегда удается на одной из них попадать в топ-лист по чтению, поскольку наши пользователи, благодаря созданной нами системе информирования, обращаются к ресурсам практически равномерно и по мере необходимости конкретных изданий.

Возвращаясь к ЭБС Znanium, прежде всего, надо отметить, что это удобная современная и постоянно обновляющаяся и контентно, и технологически платформа. В нашей подписке этот ресурс уже стабильно много лет, что позволяет, не опасаясь, включать издания в рабочие программы дисциплин, в ЭУКи в Moodle, проводить планомерное информирование. Ядро ЭБС – это качественный, зарекомендовавший себя контент издательства ИНФРА-М. Последние два года в нашей подписке именно в этой ЭБС учебники издательства «Просвещение». Руководители и сотрудники электронно-библиотечной системы постоянно на связи и быстро откликаются на вопросы и предложения.

О конкретной работе по продвижению мы расскажем далее.

Что именно, в каких объемах и с какой целевой аудиторией делали в течение года для достижения таких результатов?

Для популяризации ресурсов и поддержки читателей в поисках необходимого нельзя рассматривать только итоги одного года. Это планомерная многолетняя работа по выстраиванию системы информирования пользователей и продвижения ресурсов. Главное в этой работе: в ней нет финишной черты. Нельзя чего-то достигнуть и на какой-то период времени оставить это направление. Необходимо постоянно наблюдать за меняющимися интересами пользователей, анализировать статистику использования ресурсов, чтобы оперативно, а не когда-то потом, внести коррективы во все виды информации и каналы коммуникации.

Несколько примеров нашей работы.

Наверное, стоит начать со стабильного и эффективного – образовательных программ фундаментальной библиотеки: для 1 курса бакалавриата всех профилей и направлений образования: факультативный модуль «Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов» (36 часов); для 1 курс магистратуры всех профилей и направлений образования факультативный модуль «Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика» (36 часов). Для 1 курса аспирантуры всех профилей и направлений образования реализуется инвариантная дисциплина «Современные подходы к организации работы с научной информацией» (72 часа). Обучение по программам обязательно проходят все первокурсники указанных уровней образования, а это более четырех тысяч обучающихся. В каждую из программ включены электронно-библиотечные системы в том объеме, контенте и сервисах, которые необходимы на данном уровне образования.
Безусловно, важный фактор продвижения доступа к ЭБС – это включение контента ЭБС в электронный каталог библиотеки (с постоянной актуализацией).
Постоянно обновляемая информация на сайте и планомерная (с помощью контент-плана и реагирования на конкретные события) в официальном сообществе в ВК и в телеграм-канале фундаментальной библиотеки.
Простота и комфортность доступа к информации. Расширение удаленного доступа, работающее как в десктопных, так и в мобильных версиях браузера. Однократная авторизация с помощью расширения легко переносит пользователя «на территорию университета», после чего читатель переходит от ресурса к ресурсу без дополнительных условий. Бесшовные ссылки с помощью плагина в ЭУК Moodle. Здесь необходимо отметить, что плагин Знаниума очень удобный как для преподавателя, настраивающего ссылки, так и для студентов, их использующих.
И многое-многое другое... Включение ресурсов из ЭБС в тематические выставки, упоминание отдельных изданий в данном виде ресурсов в связи с теми или иными событиями и датами, индивидуальное консультирование. Всё не перечислить.
Как вы вовлекаете читателей, прививаете им желание чаще читать книги?

Потребность и стремление к чтению не зависит только от библиотеки. Это также привитое ранее в семье и на предыдущих уровнях образования. Поскольку, как университетская библиотека, мы говорим, в основном, о чтении текстов, сопровождающих образовательную и научно-исследовательскую деятельность, здесь еще много зависит от преподавателей, что они рекомендуют, каков уровень требований к выполнению заданий, уровень проверки прочитанного материала и т.п. Если преподаватель строит изучение дисциплины на раздаче распечаток своих лекций, сообщая студентам, что «всё необходимое» есть в лекциях, процесс обращения к дополнительным источникам зависит от самоорганизации и стремлений самого студента.

Что может библиотека?

Сформировать репрезентативный печатный и электронный фонд, чтобы по каждой теме, вопросу, направлению была необходимая информация.
Организовать комфортный доступ к разным форматам изданий и качественные сервисы поиска.
Самой быть привлекательной, современной, как вовне, так и в собственных пространствах библиотеки.
Обладать штатом сотрудников с широким кругозором и гибкостью в коммуникации с пользователями.
И снова, это только некоторые примеры.

Какие функции электронных библиотек наиболее востребованы у студентов и преподавателей?

Прежде всего, у пользователей в ЭБС востребован сам контент, издания. Ни одна современная университетская библиотека не может себе позволить такую роскошь, как хранение печатных изданий в необходимом репертуаре и количестве изданий. Это дорого и неэффективно. В связи с этим, конечно, особое внимание пользователей привлекают возможности ридера (вьювера, читалки) в ЭБС. Далее, конечно, возможности личного кабинета пользователя, сохранение истории чтения, закладки и пометки в тексте, качество сервиса цитирования.

Безусловно, преподавателям могут быть интересны сервисы, связанные с фондами оценочных средств, наверняка интересны вебинары, нельзя не выделить также замечательный сервис быстрых LMS-ссылок, дополняющий плагин для платформы ЭУК.

Какие у вас планы по дальнейшему вовлечению студентов и преподавателей в библиотеку и в использование электронно-библиотечных систем? Какие идеи по развитию сотрудничества с преподавательским составом вы хотите реализовать в этом году?

Наши планы по коммуникации и информированию пользователей связаны с продолжением всех перечисленных направлений работы. А также, зависят как от новых сервисов ЭБС, так и от развития электронной информационно-образовательной среды вуза. Но наш главный план был обозначен выше: у этой работы нет финишной ленточки, информирование пользователей и коммуникация с ними – это постоянный процесс.

Посоветуйте коллегам, как привлечь больше студентов и преподавателей в библиотеку. Какие советы у вас есть для привлечения пользователей в ЭБС?

Трудно что-то посоветовать коллегам, все большие профессионалы. Если мы хотим поделиться друг с другом, мы делаем это на профессиональных мероприятиях. Из универсального: библиотека и ее сотрудники должны быть современны, компетентны (включая постоянное самообразование и повышение квалификации), активны, готовы к быстрым изменениям, открыты для общения и взаимодействия, не ограничены рамками расписания работы, компромиссны и внимательны к изменениям пользовательских предпочтений. В этом случае успех и эффективное взаимодействие обеспечены. Библиотека сегодня не только строго место для чтения, это многофункциональное пространство, где удобно всем. Если таковое создано, пользователи приходят без лишней рекламы.

Расскажите о своем опыте работы с ЭБС Znanium. Мы будем рады любой обратной связи!

Мой личный опыт, как директора университетской библиотеки и руководителя Ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов (АППОЭР) – это, прежде всего, многолетнее взаимодействие с руководителями и сотрудниками издательского холдинга «ИНФРА-М» и ЭБС Znanium. В случае с электронной площадкой, буквально, с момента ее создания и начала развития. И это положительный опыт профессионального и личного взаимодействия. Эффективный и полезный, надеюсь, взаимополезный.

Про электронный образовательный ресурс – ЭБС Znanium сегодня, могу сказать, что это современный интерфейс, удобный поиск, наполненный сервисами ридер и, конечно, большой выбор качественного контента. А также, интуитивно понятный кабинет читателя и, нельзя не отметить, наполненный сервисами кабинет администратора с расширенными разделами статистики в нескольких форматах. А именно данные статистики – ключевой критерий и инструмент для построения стратегии продвижения ресурса и организации его эффективного использования в университете.

Другие новости